Это совет бизнесу и бизнесменам. Это противоречивый совет, вернее, противоречащий модным тенденциям. Что сейчас основное, что интересует инвесторов? Возможность масштабировать бизнес. То есть увеличивать его количественно, чтобы прибыль росла в геометрической прогрессии. Количественно, а не качественно, и это две абсолютно разные стратегии развития.
Но упускается из виду вторая сторона вопроса – есть тот размер бизнеса, которым владелец может управлять без ущерба для своего здоровья, личной реализации, эффективности.
И потом, прежде чем наведен порядок в существующей компании, какого бы размера она ни была, и есть очень четкое, прозрачное понимание того, что должен делать каждый человек на каждом рабочем месте, не стоит увеличивать штат.
Дело в том, что бизнес, которым может управлять владелец непосредственно, благодаря личному участию и контролю, это одна история.
А бизнес, в разных департаментах которого владелец физически не может присутствовать, требует продуманной системы управления.
Если в первом случае необходимо найти подходящего человека и обучить его методом древних сказителей «из уст в уста», то во втором случае должны работать системы рекрутинга, адаптации, обучения. А также мотивации. И это всё зафиксировано-записано в корпоративных регламентах. Кстати, какая система отслеживает, как реализуются все вышеуказанные системы? Правильно, система контроля.
К сожалению, владелец, который не управляет ростом своей компании, — невротик. Его бизнес имеет отделы, филиалы, а также большой штат торговых представителей. Но не имеет – порядка, системы, управленческого учета.
Как следствие, много вопросов, которые собственник уже может себе позволить задать. А ответов нет.
Например, вопрос, могу ли я доверять своим сотрудникам.
Или – есть ли у меня команда, то есть люди, которые работают не за страх и за деньги, а за интерес и возможность заработать.
Или – какие потери есть у нас на каждой операции и как бы мы могли их уменьшить.
И – главный вопрос, — как внедрить что-то новое, без изнурительно борьбы с сопротивлением людей.
То, на что у европейского бизнеса ушли десятилетия наш бизнес старается преодолеть за годы. И в плане объемов реализации и количество персонала у нас это прекрасно получается. Но если сравнить показатели более тонкого плана – качество товара, выверенность бизнес-процессов, психическое здоровье владельца и атмосфера в компании, вот по этим показателям мы, конечно, отстаем.
Поэтому – важный совет. Можешь не расти – не расти.