Какие stories надо telling?

Сейчас такое время. Говорить сухо и грамотно – никто не поймет. Реально, не врубятся. Быть серьезным —  это серьезная ошибка. Время заставляет нас рассказывать красивые истории на фоне красивых изображений. Иначе – пролистают.

Не лайкнут и не расшарят.

Шаблонным объявлениям из прошлого пришел конец.

 

«Требования, обязанности, гарантируем» – вы всё еще придерживаетесь такого шаблона на ресурсе rabota.tut.by? И сколько человек просматривают ваше объявление? Сто восемьдесят три? А откликаются? Четырнадцать? Конверсия 10%: «Нехреново,» — как говорит мой знакомый владелец бутика, чья однодневная выручка покрывает месячные расходы на аренду.

Но если ваша вакансия не бутик, то на «требуется менеджер по продажам с желанием зарабатывать и окладом в размере 2-х пенсий его мамы» вам надо сто четырнадцать откликов, и только тогда у вас появляется шанс найти своего идеального сотрудника.

Как сделать так, чтоб откликнулись, и именно те, кто душой впишется в команду? А именно:

Рассказывайте!

Рассказывать надо заранее. Не в момент «а вот у нас прекрасная вакансия, которую до этого занимал Фёдор (фото счастливого Фёдора), теперь он директор филиала (фото команды филиала, счастливы вместе), а на его место срочно нужен гениальный и активный – кто же? Конечно это вы!».

Нет, ребята, рекламная стратегия немного длиннее – и от этого только интереснее.

Рассказывайте о жизни в компании. Тут важно не ограничивать свою ленту корпоративами в нарядах пиратов, или военными праздниками в нарядах медсестер.  Тут важно передать атмосферу трудовых будней.

На фоне лофт-стены люди с макинтошами спешат на собрание.

И тут же – цель собрания, креативная разработка нового продукта, например.

Или перемещение hr-менеджера на должность  agile-коуча. Сертификат в руках, список интересных новых задач под постом.

Еще важные новости – открытие филиала, направления, магазина. Шарики, покупатели, велком-коврик с лого компании.

Отлично, теперь даем рекламный пост. Вакансия. Сначала – задачи. Интересные, с вызовом. Потом – требования. Сосредоточиться на hard-skills, то, без чего точно нет, не справится. Для программиста языки программирования, для секретаря скорость слепой печати. 4-6 скилов, не больше.

Не забыть — обозначить характер.

Тут надо попасть в целевку, то есть описывать не характер человека, который впишется в команду, а те черты, которые ваша целевка считает обязательными для себя.

Молодые менеджеры по продажам хотят быть самостоятельными и активными.

Молодые тестировщики хотят быть командными и работать над сложными задачами. Пишем.

Основная цели рекламного поста для кандидата – получить максимальное количество откликов от более-менее подходящих кандидатов. Ведь за откликом стоит человек, который АКТИВНО ищет работу. Проявляет инициативу. То есть не мы его просим – а он нами интересуется.

Это наш первый фильтр: выделяет подходящих и неленивых.

Поэтому очень-очень-очень важно, чтобы Story писалась сердцем, которое бьется в унисон с компанией. Иначе клюнут не те, и не на то.

А теперь изменим угол обзора.

Что такое – работа? Это определенные задачи, выполняя которые сотрудник будет – вместе со своими коллегами – достигать стратегических целей компании.  Стратегические цели появились не из воздуха: это результат синтеза и анализа огромного количества данных, который проделал собственник и / или команда топов. Стратегические цели отражают видение развития компании, ту потенциальную энергию, которая содержится в товаре, работниках, системе управления.

В стратегических целях содержится энергия тигра, сгруппированного перед прыжком.

Каждый сотрудник компании должен выполнить хорошо конкретную  работу – иначе тигр не допрыгнет.

Выполнить хорошо работу, что содержится в этих словах?  Давайте представим деятельность компании как цепочку. Помните, как Тимур и его команда складывали дрова? Друг за другом стояли ребята и передавали поленца. Так, очень быстро им удалось сложить высокую поленницу.  А теперь представим, что один мальчик перестанет передавать дрова.  Результат всей группы будет под угрозой.

Эта простая иллюстрация процессного подхода, который описывает деятельность компании как последовательность бизнес-процессов. У каждого бизнес-процесса есть свой владелец, который получает определенные ресурсы (вход) и перерабатывает их (выход). От качества его работы зависят все операции, следующие за ним. И, конечно же, конечный результат.

Новый сотрудник, таким образом, должен получить очень четкое описание своих задач и требования к результатам своей работы. Четкое, однозначное в понимании, «без воды», как сейчас очень модно говорить. Потом он должен продемонстрировать свои способности, навыки и знания, чтобы сразу оценить, справится ли он с данными задачами, и чему его надо до-обучить.

Лирике внутри бизнеса не место.

Сторителлинг при приеме на позицию, должен закончиться детальным инструктажем в первый рабочий день.

Тейлор, Фредерик Уинслоу (1856 – 1915)

Классик, гений, новатор. И кстати, инженер.  Подвергался нападкам с обоих сторон, и со стороны профсоюзов, и со стороны капиталистов.

Профсоюзы не могли смириться с тем, что, по мнению Тейлора, любой квалифицированный и неквалифицированный труд может быть проанализирован, систематизирован и передан в процессе обучения любому человеку. Эта идея превращала тайные «секреты мастерства» в программу обучения, которую мог освоить любой рабочий, и – самое неприятное – проконтролировать любой начальник. Профсоюзы боролись как львы, однако, сегодня мы видим, что система проф-тех образования и точный анализ трудоёмкости рабочих операций победила и функционирует повсеместно.

А вот предложение Тейлора главной задачей управления сделать «обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника» многие капиталисты умудряются игнорировать до сих пор.

Однако речь идет не о ретроспективе развития бизнес-идей, а об описании вакансии.

Учитывая идеи Тейлора, а также основные положения процессного подхода, описание вакансии должно быть простым и коротким: делай вот эту работу, на вот таком уровне качества, получишь вот столько денег.

Будешь делать быстрее или лучше – а благодаря этому должны вырасти прибыли предприятия – и ты будешь зарабатывать больше.

Сразу признаюсь, политэкономию изучать начала недавно, под руководством уважаемого человека, и с опорой на великое произведение Карла Маркса «Капитал». Именно Карл Маркс натолкнул меня на нижеописанные мысли, которые я готова изложить в виде наброска – ну, чтобы мы вместе поразмышляли об этом, так?

Чтобы разобраться, почему вместо конкретного описания рабочих задач необходимо давать кандидату историю, которая захватит его эмоции, надо проанализировать изменения рынка труда. К сожалению – или к счастью, а может просто исходя из логики вещей, изменения рынка труда вторичны, и проистекают из изменений в обществе.

Сегодня в обществе проводится активная пропаганда идеи о том, что жизнь должна приносить радость – что совершенно верно.

Но эта радость невозможна, если ты вынужден работать ежедневно и однообразно. И вот эта идея совершенно абсурдная. Мастерство в любой профессии есть результат ежедневного, однообразного повторения функций. Именно к такому парикмахеру, или хирургу мы стремимся попасть. Который уже десять лет, изо дня в день, стрижет, красит, оперирует и зашивает.

В рамках этого однообразия мы ждем от него заинтересованности в том деле, которым он занимается, и в нас, как в людях, которые пришли не очень, а уйдут супер какими классными.

Важно понимать, что есть задачи, требующие творчества, а есть работа, описанная в нормативном стандарте по Тейлору. Так называемые «рабочие специальности», которые раньше были только на фабриках, а теперь, с развитием сферы обслуживания, появились и в офисах. Я имею в виду менеджеров по продажам, официантов, тестировщиков, операторов.

Такую работу, конечно, интересной не назовешь, но это необходимый этап в развитии профессионала, базовые навыки в профессии.

Так, тезис один – все хотят иметь драйв прямо с 9.00 своего первого рабочего дня, и тезис два – профессионализм появляется в результате многократного недрайвого повторения. Они сталкиваются в голове бедного мальчика или девочки. При полном отсутствии критического мышления, которое нынче не  в моде.

Вот именно для того, чтобы этого столкновения избежать, архиважно на входе в профессию создавать истории, которые будут легко и доступно – даже может быть в виде комиксов,  — объяснять молодому кандидату, как он будет интересно жить в нашей компании. Ну, немножко поработает – вот стандарт, даже напрягаться не надо, — а потом ух!

Карьера (Story 1 “Fedor”). Командообразующий движ (Story 2 “Our team”). Развитие личное и профессиональное (Story 3 “Verevki’2018”)

В общем, чтобы эффективно telling надо оооооочень хорошо разбираться в story.

То есть для красочных историй надо разбираться и в бизнесе, и в людях, и в исторических аспектах формирования рекрутируемой личности.

Оставить комментарий

Закажите бесплатную консультацию!