Золоту не нужен философский камень,
А меди нужен.
Совершенствуйся.
Умертви то, что живо: это твое тело
Оживи то, что мертво: это твое сердце.
Руми

Эмоции и чувствительность
Многие ошибочно принимают эмоциональный интеллект за еще одну грань обработки данных, поступающих извне. Вот научишься быть более чувствительным, и гораздо легче будет разобраться в людях. А как следствие – научишься ими более эффективно управлять, улучшишь…, повысишь… заработаешь…
Если серьезно говорить о высоком эмоциональном интеллекте, то есть о развитой способности понимать эмоции как свои, так и других, последствия будут несколько иными: когда человек становится более чувствительным, он начинает лучше понимать все. Человек ярче чувствует — не только радость. Но и страх, злость, манипуляции, несправедливость. То есть то, что чувствовать не очень-то приятно. Именно из-за этой стороны жизни большинство людей предпочитают иметь низкий эмоциональный интеллект.

Эмоции это естественно
То, что сегодня называют эмоциональным интеллектом, существовало давно, и практически все психологические школы с этим работают: эмоции, чувства человека.
Дети обычно имеют очень высокий эмоциональный интеллект, и если понаблюдать за ребенком хотя бы полчаса, заметно, как мгновенно он реагирует на хорошее и на плохое событие. Понять какую эмоцию переживает ребенок, легко, ведь он сразу же это демонстрирует через мимику и жесты.
По сути, взрослея, люди сознательно – или неосознанно, но все равно через усилия, — понижают свой эмоциональный интеллект. Обучаются не чувствовать: отключать чувства. Ошибочно полагая, что так будет легче жить.

Бесчувственность
Не чувствовать на самом деле тяжелее, чем чувствовать. Эмоции – это то, как человек оценивает ситуацию, или ее последствия для себя. Если сильно упростить всю схему, это выглядит примерно так: в ваш кабинет заходит начальник с недовольным выражением на лице. Органы чувств, лимбическая система, гормональная система – и вот вы уже переживаете эмоцию, соответствующую ситуации. Скорее всего, это будет эмоция страха: «Он меня убьет!», или обиды: «Ну за что мне это!», или злости: «Да что б тебя!».

Так как эмоциональная реакция всегда имеет более мощную мотивационную силу, многие люди в такой ситуации склонны действовать в ответ на свои эмоции – оправдываться, замыкаться, или огрызаться. Вместо того, чтобы воспользоваться высоким EQ, и…
Выдохнуть, отметив свои эмоции.
Внимательно выслушать причину недовольного лица.
Действовать рационально, на основании полученной информации. То есть либо приводить аргументы своего поведения, или признать, что была допущена ошибка. Или посочувствовать, потому что его лицо было в ответ на звонок от руководителя смежного отдела, а вы его верный вассал и все готовы выслушать и понять.

Работа с людьми — это эмоциональная нагрузка
В последнее время на бизнес тренингах все чаще слышим запрос на психологическую помощь: как справиться со стрессом, сложные клиенты, эмоциональные переговоры, манипуляции.

Работа с людьми это большая эмоциональная нагрузка. Каждый человек, с которым по работе вам приходится общаться, приносит в это общение весь тот эмоциональный фон, в котором он находится. Тот, кто приходит в аптеку, как правило, болеет. Тот, кто берет кредит, не может себе позволить купить то, что ему хочется. И если продавец опрометчиво «зажжет» покупателя тем товаром, который не по карману, не понравится жене, не красиво сидит и т.д. – тут же в диалог добавляется еще несколько эмоций, уже из другого контекста.

Также важно не упускать геополитический контекст нашей сегодняшней ситуации. Мы не имеет гарантированного, стабильного будущего, только на том основании, что мы не ОАЭ и не Швейцария. Социальный эксперимент в одной из Скандинавских стран – каждый месяц безработным дают 560$, чтобы они могли спокойно искать то, чем хотели бы заниматься. Говорят, тревожность безработных снизилась, и многие действительно нашли более интересную и высокооплачиваемую работу… У нас безработный не имеет права бесплатно обдумывать свое профессиональное будущее, он должен заплатить налог.
У нас не хуже – у нас иначе. И это иначе добавляет в нашу жизнь дополнительные
эмоциональные переживания.
Переполненность эмоциями – и полное отсутствие умения их перерабатывать и переживать.

И как ответ на эту ситуацию – большое количество книг… по эмоциональному интеллекту в бизнесе.

Бизнес и эмоциональный интеллект
Но зачем в современном бизнесе люди, которые глубоко и правильно понимают, что с ними происходит?
Без соответствующей основы, которая в хорошей терапевтической работе выстраивается годами, повышенная чувствительность станет дополнительным стрессом, вызванным эмоциональной перегрузкой.
Что такое «хорошая основа»? Это глубокое понимание себя, своих ценностей, смыслов. Понимание своих ограничений, слабостей, зависимостей. Проработка своих отношений с близкими, да и вообще – с другими людьми. Самостоятельный поиск ответов на вопрос – что есть я, в чем смысл моей жизни, для чего мне работа, как я вижу свое будущее.
Такая работа занимает от 2 до 5 лет регулярной практической работы, желательно в группе, обязательно под руководством человека, профессионально подготовленного для работы с людьми.

Если глубокой подготовки нет, а человек попадает на тренинг по эмоциональному интеллекту, то его чувствительность, управление эмоциями, умение отделять невротические эмоции от здоровых переживаний – не изменятся.
А возможно даже ухудшится, так как человек будет думать о себе: «Я уже знаю ответ!», и перестанет задавать вопросы.

Бизнес
Нужна ли чувствительность в бизнесе? Этот вопрос не такой простой, далеко не такой простой.
Бизнес – это дело, и как во всяком деле, первичны цели. Цели всякой организации задает ее собственник, следовательно, команда должна быть подобрана так, чтобы цели каждого работника совпадали с целями собственника. И каждый работник должен понимать – вот мои задачи, я должен их решить, потому что он этого зависит эффективность моей компании.
Но кроме целей есть еще ценности, есть миссия, которая дает ответ на вопрос: «Какая польза людям от того, что делает наша компания?».
Какая польза людям от того, что мы работаем на склад?
Какая польза людям от того, что за снижением себестоимости мы забыли о показателях качества?
Какая польза людям, если нам так важно продать больше, что мы приходим после мерчендайзера конкурента – и сдвигаем его товар в угол?
Какая польза людям, от того, что мы делаем такой же товар, что и наш конкурент, с той же этикеткой, и с той же потребительской характеристикой?

Эмоциональный интеллект – понимание своих личных целей. И понимание своих личных ценностей. Настоящая работа по развитию эмоционального интеллекта, несомненно, должна начинаться с проработки личных смыслов и ценностей. С формулировки личных целей.

Мое глубокое убеждение – если компания заказывает такой тренинг в корпоративном формате, это должна быть очень осознанное решение собственника. Потому что эта работа потребует от организации серьезных изменений.

Тот, кто надеется, что повышение эмоционального интеллекта «позволит компании использовать для повышения прибыли те факторы, которые связаны с так называемым «человеческим фактором», снизить расходы за счет улучшения взаимодействия внутри команды» — (источник цитаты: https://andreeva.by/programma-treninga.html © Сайт Ирины Андреевой | Эмоциональный интеллект), просто недостаточно глубоко разобрался в теме. Данный инструмент меньше всего направлен на повышение прибыли и очень отдаленно относится к инструментам повышения прибыли компании.

Развивать себя, свой эмоциональный интеллект человек должен захотеть сам. Должен иметь серьезное внутреннее обоснование для этого, личную мотивацию. Должен сам заплатить за это, в конце концов.
Потому что то, с чем он войдет в тренинг, те цели и смыслы, будут подвергнуты проработке. После хорошего тренинга по развитию эмоционального интеллекта, человек должен стать намного умнее, так как те невротические эмоции, которыми была переполнена его жизнь, уступят место спокойному переживанию событий.

Невротические эмоции
Как я уже говорила, у меня серьезная психологическая подготовка. И это позволяет мне диагностировать высокую степень эмоционального истощения у большинства продавцов, пограничного эмоционального напряжения у многих руководителей. Можно даже сказать, что большинство взрослых работающих людей находятся в таком «легоньком» неврозе. Иначе они так не радовались бы пятнице, или отпуску. Людям реально тяжело находиться в той бизнес-среде, в которой они находятся.
Я уверена, что обучать адаптироваться к жизни, обучать эффективно взаимодействовать с другими, справляться – о вызов! – с главными бухгалтерами нужно обязательно. И, конечно это можно сделать именно таким инструментом, как тренинг.
Но – мое глубокое убеждение – в корпоративном формате, за деньги компании и по инициативе сверху мы имеем право обучать тем профессиональным навыкам, которые помогают человеку лучше выполнять его работу.
А повышать ли ему эмоциональный интеллект человек должен решить сам.

Но – слава Богу! – те тренинги, которые проводятся под этим названием, не затрагивают те личностные структуры, о которых я упоминала. Иными словами, в большинстве случаев мы имеем дело с некорректным названием. Главное – внимательно читайте программу.

Оставить комментарий